Краткий конспект

2. Классификация парикмахерских услуг и санитарно-гигиенические требования к ним

Классификация парикмахерских услуг

 

 Услуги, которые оказывают парикмахерские сегодня, весьма разнообразны. Строго говоря, само понятие «парикмахерская» подразумевает уход за волосами, всевозможные стрижки, окраску волос, перманент, создание прически. Наряду с этим в парикмахерских традиционно производят коррекцию линии бровей, окраску бровей и ресниц, бритье, маникюр, педикюр, эпиляцию, а также постижерные услуги, т. е. создание изделий из натуральных и искусственных волос и уход за ними.

Класс парикмахерской определяется качеством оборудования, квалификацией мастеров и спектром услуг.

Салон-парикмахерская класса «Люкс» обеспечивает на высоком художественном уровне выполнение парикмахерских услуг любой сложности и повышенного качества, включая выполнение оригинальных, уникальных стрижек и причесок, а также оказывает другие виды парикмахерских услуг, соответствующих современному и перспективному направлению моды и индивидуальным запросам клиентов.

Салон-парикмахерская обеспечивает выполнение художественных причесок, стрижек и других видов парикмахерских услуг.

Парикмахерская предоставляет все виды парикмахерских услуг.

На сегодняшний день предусматривается классификация услуг парикмахерских по технологическому признаку, месту проведения работ и уровню обслуживания клиентов.

По технологическому признаку услуги парикмахерских делят на:

- услуги по уходу за волосами;

- услуги по уходу за кожей лица и тела;

- услуги по уходу за ногтями и кожей кистей рук и стоп ног (маникюр, педикюр);

- массаж лица и шеи;

- постижерные работы.

По месту проведения работ услуги парикмахерских делят на:

- услуги, оказываемые в организации (стационарно);

- услуги, оказываемые на базе клиента (выездные услуги).

По уровню качества услуги парикмахерских подразделяют на:

- услуги салонов красоты (салонов-парикмахерских "Люкс");

- услуги салонов - парикмахерских;

- услуги парикмахерских.

При рассмотрении парикмахерских с точки зрения предприятия выделяют следующие классификационные признаки: по уровню цен, по специфической целевой аудитории, по уровню оказываемых услуг (категорирование), по типу собственности, по организационно-правовой форме, по местоположению и по размеру предприятия.

Классификация по уровню цен:

· бюджетные парикмахерские;

· парикмахерские среднего класса;

· парикмахерские класса «Люкс»;

· VIP – парикмахерские.

Цены в предприятиях парикмахерских услуг складываются из нескольких показателей: место расположение парикмахерской, арендная плата, косметика и парфюмерия, используемая в производстве, эксклюзивность услуг, качество обслуживания. Таким образом, чем престижней место расположение парикмахерской, чем выше арендная плата, чем дороже косметика и парфюмерия, выше качество обслуживания и эксклюзивнее услуги, предоставляемые в парикмахерской, тем выше будут цены.

Классификация по специфической целевой аудитории:

· Универсальная парикмахерская – обслуживание мужчин, женщин и детей;

· Детская парикмахерская – обслуживание только детей;

· Мужская парикмахерская – обслуживание только мужчин.

· Парикмахерские для животных – обслуживание животных.

В настоящее время наиболее распространенными являются универсальные парикмахерские, так как они позволяют охватить наибольший круг целевой аудитории. В таких предприятиях может быть отдельные мужской и женский залы, а может быть и один - общий.

Детские парикмахерские представлены на современном рынке услуг в достаточно малом количестве, поскольку большинство родителей предпочитают стричь своих детей там же, где обслуживаются сами, а не идти в специализированный салон.

Мужские парикмахерские практически отсутствуют на российском рынке бытовых услуг.

Но в скором времени они возможно приобретут должный успех, потому что все большее количество мужчин начинает задумываться о своей внешности и ухаживать за собой в специализированных местах, а не в домашних условиях.

Классификация по уровню оказываемых услуг (категорирование):

Салон студия включает в себя различные центры красоты.

· Высшей категории - центр красоты - достойны предприятия, оказывающие широкий комплекс услуг, связанных с созданием образа и стиля, – работа с волосами, кожей лица и тела; маникюр, педикюр; оздоровительные и косметические услуги, солярий.

Салон среднего уровня – салоны-парикмахерские и салоны красоты.

· Следующая категория – салоны красоты, где оказывают услуги, традиционные для парикмахерских: уход за волосами, кожей лица и тела, маникюр, педикюр и постижерные работы – на высоком художественном уровне и с учетом требований моды и индивидуальных запросов клиентов.

· Категорией ниже стоят салоны-парикмахерские, обеспечивающие выполнение более ограниченного набора услуг на хорошем художественном уровне.

Салон базового уровня включает в себя просто парикмахерские.

· Последняя категория – просто парикмахерские.

Классификация по типу собственности:

· Частная парикмахерская;

· Государственная парикмахерская.

 

 

 Рабочее место парикмахера

Рабочее кресло парикмахера оборудуется туалетным столом и креслом.

Существует множество конструкций парикмахерских туалетных столов. Обычно это столик, облицованный пластиком, с вмонтированной в нее раковиной или без нее. В столике имеются выдвижные ящики для инструментов, приспособлений, парфюмерии и белья. Над столиком установлено прямоугольное или овальное зеркало размером не менее 60x100 см.

Парикмахерское кресло должно иметь полумягкое сиденье со спинкой и подлокотниками, обивку из водонепроницаемых материалов и свободно вращаться вокруг вертикальной оси. Желательно также, чтобы оно было оборудовано гидроподъемником, чтобы в зависимости от роста клиента можно было поднимать или опускать его, а также поворачивать в нужное положение. Для удобства клиентов кресло должно быть снабжено специальной подставкой для ног.

 

 

Санитарно-гигиенические требования для парикмахерских

Общие требования

1.                Эти нормы указывают  на санитарно – гигиенические требования для парикмахерских, которые предоставляют услуги парикмахера, маникюра и педикюра.

2. Персонал, который обслуживает клиентов перед началом работы и в дальнейшей работе  один раз в два года должен пройти санитарно-гигиенический учебный курс, утвержденный кабинетом министров Здравоохранения.

Требования к помещению

3.   Парикмахерская должна быть оснащена:

3.1.  помещением или залом ожидания клиентов; 
3.2.  рабочим залом;

3.3.  подсобным помещением  для смены одежды персонала, туалетом для клиентов и персонала;

4.  Площадь для каждого рабочего места не менее 4.5 м2

5. Расстояние между рабочим креслом парикмахера не должно быть менее 1.5 м2,  а расстояние от стены до рабочего кресла не менее 0. 7 м2

6. Если в парикмахерской присутствует только место для ожидания клиентов, то расстояние от рабочего кресла парикмахера до должно быть не менее 2 м2

7.                Подсобная площадь должна быть не менее 0.75 м2 для каждого работника

8.                Каждое помещение должно содержаться в чистоте и порядке

Санитарно-техническое оборудование, отопление и освещение.

9.                Парикмахерская  должна быть оснащена подачей горячей и холодной воды,  а также     канализацией

10.           Для циркуляции и очистки воздуха парикмахерская должна быть оборудована вентиляцией

11. Отопление в парикмахерской должно быть не менее 18С

12.           Искусственное освещение должно быть не менее 200 люксов

Гигиенические требования  для инструментов и принадлежностей парикмахера, маникюра и педикюра. 

13.           На каждом рабочем месте должно быть не мене двух комплектов рабочего инструмента (расчески, щетки, бритва, ножницы простые, ножницы филировочные,  бигуди и др. ). А всего у парикмахера должно быть не менее трех комплектов.

14.           После обслуживания клиента, использованные инструменты и принадлежности подлежат очищению и дезинфекции средствами, а при необходимости  подлежат стерилизации.

Дезинфекцию производят в специально отведенной и обозначенной для этого емкости. Стерилизацию производят согласно режиму и инструкции стерилизации.

15.          При обслуживании клиента использовать чистый комплект полотенец и салфеток.

16. Подстриженные волосы незамедлительно смести и убрать в одноразовый полиэтиленовый мешок.

17. Использованное белье хранится в отдельно от чистого в  шкафу или мешке. Использованное белье стирать в  прачечной.

18. Клиентов с видимыми заболеваниями кожи обслуживать категорически запрещается. Разрешается в том случае, если у клиента есть справка от врача, подтверждающая, что болезнь не является заразной.  Также запрещено обслуживать, если у клиента педикулез.